< Список статей и кейсов по маркетингу

Как выбрать маркетолога и не прогадать?

Три шага малого и среднего бизнеса к найму подходящего маркетолога в штат

Обновлено: 17 февраля 2022

Кто такой маркетолог?

Маркетолог — это название группы специализаций, связанных с целью продвижения товара или услуги. Если вы читаете эту статью, то, вероятно, хотите решать различные маркетинговые задачи и не разбираетесь в специализациях.

Однако первым шагом будет формулировка конкретных задач, которые будет решать штатный маркетолог, что поможет в поиске и отборе хорошего специалиста.

Шаг 1 — формулирование списка задач для штатного маркетолога

Простыми словами, выберите задачи и должности из списка для включения в описание вакансии:

  • Исследование рынка, клиентов, удобства сайта, анализ отзывов в сети (исследователь, маркетолог)
  • Дизайн и графическое наполнение сайта (дизайнер, контент-маркетолог)
  • Тексты для сайта, писем и рекламы (копирайтер, редактор)
  • Техническая работа над сайтом, подключение аналитики, счетчиков, CRM (администратор сайта, верстальщик, «эникейщик»)
  • Реклама в Интернете (таргетолог, директолог, трафик-менеджер)
  • Продвижение сайта в поиске Яндекс или Google (SEO специалист)
  • Ведение социальных сетей, в том числе ответы в мессенджерах (SMM-специалист, «эсемемщик»)
  • Анализ цифровых показателей сайта, затрат на рекламу (веб-аналитик)
  • Формирование стратегии продвижения и управление отделом маркетинга, подбор маркетологов и агентств на аутсорсе (интернет-маркетолог, менеджер по маркетингу, директор по маркетингу)

К сожалению, один человек не сможет качественно и быстро выполнить все задачи и закрыть собой весь фронт задач, но и нанимать всех специалистов в штат не обязательно.

Выделяйте приоритетные задачи, а остальные заказывайте у опытных фрилансеров, контролируя ход и результат вместе с нанятым штатным маркетологом. Как правило, хорошие специалисты совмещают 2-3 специализации, что облегчает задачу найти хорошего маркетолога – смотрите на личный опыт, просите рассказать о выполненных работах, показать кейсы и стратегии продвижения в вашей нише.

Примеры специализаций, которые можно сочетать в одном маркетологе

  • Менеджмент команды + интернет-реклама + веб и рекламная аналитика
  • Ведение социальных сетей + тексты для сайта и рассылок писем + наполнение сайта (совместно с дизайнером)
  • Техническая работа над сайтом + продвижение сайта в поисковиках
  • Простой дизайн и наполнение сайта + тексты для сайта и рекламы
  • Настройка рекламы + тексты для рекламы + ведение социальных сетей
  • Улучшение удобства сайта + исследование пользователей + дизайн сайта

Напишите выбранные приоритетные задачи в описании вакансии — так кандидаты поймут, за что именно вы собираетесь платить, насколько адекватно сформулированы требования к вакансии.

При подборе маркетолога, нет ничего хуже расплывчатых описаний задач, бесконечного набора зон ответственности без указания размера вознаграждения.

Выясните, как другие компании вашей отрасли описывают требования к хорошему специалисту (посмотрите даже архивные вакансии на сайтах поиска работы), чтобы вам стало проще сформировать свои требования и сформулировать вопросы на собеседовании.

Согласие работать за небольшие деньги свидетельствует о низкой квалификации специалиста – хорошие специалисты даже в регионах зарабатывают неплохие деньги, так как для фриланса, например, не имеет значения место жительства. Ищите людей с отзывами, запрашивайте контакты бывших клиентов, чтобы не ошибиться, польстившись на красочные описания достижений. Читайте отзывы исполнителей на биржах фриланса (например, Fl.ru или kwork.ru) — сервисы защищают свою репутацию и не допускают поддельных отзывов (как на Яндекс.Маркете, Google и Яндекс.Картах).

Интересное наблюдение

Среди маркетологов бытует убеждение, что клиент, которого в первую очередь интересует стоимость работ, а не содержание — это сигнал к остановке сотрудничества. Чем ниже оплата, тем больше проблем с заказчиком в итоге.
Не становитесь таким работодателем. Качественная работа принесет доход, превышающий стоимость найма сотрудника.

Определитесь, кто должен разобраться в стратегии продвижения

Если вы можете самостоятельно определить направления маркетинговой деятельности и объективно достижимые результаты, наймите экспертов-исполнителей по отдельным направлениям. Если хотите делегировать разработку стратегии продвижения, начните со специалиста-менеджера, который не только умеет нанимать подрядчиков, но и может выполнять некоторые из перечисленных выше направлений работ своими руками, что сможет подтвердить личным опытом.

Маркетинг – это не хаотичная деятельность и расходы, а системная работа с возможностью отслеживания финансовых результатов. Попросите экспертов изначально определить, как будут измеряться результаты (рост трафика, количество и стоимость лидов, план фиксации покупок в магазине) — что вы не измеряете, тем вы не можете управлять. Это не касается работы дизайнеров и копирайтеров.

Не забывайте, что ваши действия должны быть последовательными, заранее продумайте список задач и разложите их на месяцы — так будет проще и финансово, и с точки зрения контроля работы фрилансеров.

Шаг 2 – определяем способность кандидата выполнить работу

Способность эффективно выполнять задачу состоит из нескольких компонентов:

  1. Теоретические знания: слышал как надо и видел как делают
  2. Практический личный опыт: делал сам
  3. Мотивация: есть желание сделать

Хорошая теоретическая подготовка является фундаментом для результативной практики. Спросите кандидата, как выполняется та или иная работа, и выслушайте аргументы о порядке и правилах выполнения работы.
Найдите в резюме выполненные проекты и попросите их описать: как ставилась задача, кто принимал участие в работе, как был организован процесс, сколько времени он занял. Здорово услышать и рассказ о допущенных ошибках и о том, как не следует в будущем подходить к решению задачи и как обойти острые углы. Подробный рассказ поможет вам понять, что специалист действительно имеет нужный вам личный опыт организации работы или непосредственной реализации стратегии продвижения.

Не забывайте, что в маркетинге и продажах много людей, умеющих говорить, но не работать – дайте тестовое задание, чтобы подтвердить описанный в резюме личный опыт реальными навыками.

Например, как определить квалификацию интернет-маркетолога или специалиста по привлечению трафика: если уже готов сайт, попросите схематично нарисовать путь пользователя от поиска до совершения покупки (это покажет, понимает ли специалист, в каком месте может быть причина плохих продаж), попросите привести несколько вариантов, как отследить людей, пришедших с рекламы, если финальная покупка происходит в оффлайн магазине (это покажет, понимает ли человек, как отследить эффективность рекламы)

Важно, чтобы тестовое задание не занимало более получаса и кандидат не передумал взаимодействовать с вами.

Хорошим тоном в отношениях, например, с дизайнером или маркетологом-копирайтером будет оплата тестового задания, например, вы можете получить несколько вариантов меню, презентаций своих услуг, флаеров, баннеров, если пообещаете оплатить эту работу. Это принесет пользу и вам (все равно нужно будет делать) и положительно настроит потенциально хорошего специалиста, который ценит себя и свой труд.

Шаг 3 — обратите внимание на то, как маркетолог общается и обьясняет свои идеи

Маркетинг является мостом между потребностями потребителя и бизнесом, который его удовлетворяет. Вы можете не знать о маркетинге, но хороший специалист легко объяснит суть своей деятельности, поможет понять, какую пользу может принести, сделав ту или иную работу для бизнеса.

Без способности понимать потребности клиентов и соотносить их со свойствами продукта или результатами обслуживания сложно создать понятный веб-сайт, написать письмо в таком стиле, чтобы даже чрезвычайно занятый топ-менеджер мог быстро понять его смысл и совершить целевое действие. Реклама, которая не основана на потребностях и желаниях клиентов не зацепит людей и не приведет их к вам на сайт или приведет нецелевой трафик.

Команда штатных маркетологов, которые могут простыми словами объяснить, что они делают, и почему это будет эффективно поможет развитию вашего бизнеса и окупит затраты на найм.
Не отчаивайтесь, если сразу не найдете хорошего маркетолога. Оглянитесь на конкурентов, посмотрите на тех, кто крупнее вас: они уже прошли тот путь, которым идете вы. Ищите на hh.ru резюме бывших сотрудников ваших конкурентов — там много подсказок, что они делали в плане маркетинга для расширения бизнеса, вы сможете найти хорошего маркетолога для своего бизнеса оттолкнувшись от этой информации.

Например, если специалист пишет, что настраивал контекстную рекламу в Яндекс.Директ и привел столько-то лидов по такой-то цене, то у вас будет понимание о канале привлечения и хорошей стоимости лида – вы сможете эту информацию использовать при подборе маркетолога с опытом настройки контекстной рекламы и выставить ему достижимые целевые KPI по стоимости привлечения.

Дополнительные материалы

Как найти хорошего интернет-маркетолога и как им стать? Мария Солодар

Короткое видео, чтобы понять, кого вам нужно в первую очередь искать, чтобы направление маркетинга в вашей компании развивалось

Про тестовое задание для маркетолога

Как на испытательном сроке отсеять неподходящего вашей команде специалиста – минутное видео

Что должен знать интернет маркетолог? Как выбрать маркетолога? | GeniusMarketing

Ответить

Соберу материалы и напишу статью по вашему заказу

В назначении платежа укажите тему или проблему, которую осветить в статье и ваше имя или название бренда / URL – укажу вас в статье, как спонсора