Кто создал Яндекс Учебник?
Компания Яндекс в 2018 году задумалась о создании цифровой интернет-площадки для начальных классов, которая была бы аналогом уже работающих uchi.ru и yaklass.ru. Инициаторами развития образовательных проектов для школ в Яндексе выступили генеральный директор Елена Бунина и назначенный в этом же году руководитель образовательных сервисов Илья Залесский, бывший вице-президент издательства учебной литературы «Просвещение»
В основе нового Яндекс.Просвещения лежало тесное сотрудничество с государственным издательством «Просвещение» и бесплатность платформы для всех участников образовательной деятельности (учителей, учеников, родителей).
Интернет-гигант планировал продвигать интересы своих коммерческих проектов с помощью корпоративной социальной ответственности (КСО) – предоставления бесплатной услуги государству через создание платформы начального образования в обмен на преференции для других проектов.
Целью Яндекс Учебника, переименованного из Яндекс.Просвещения после завершения сотрудничества с издательством «Просвещение», было создание регулярно используемого интерактивного сервиса со множеством задач на современные темы, в первую очередь, по математике и русскому языку. В дальнейшем список предметов дополнялся отрывочными темами по окружающему миру, спецпроектами по музыке, географии.
Отдельными проектами стали федеральный проект «Я учитель» — курсы по востребованным учителями темам, детские массовые олимпиады по предметам, которые на некоторое время стали локомотивом для привлечения новых пользователей на платформу, и информатика — предмет из средней школы, который несколько дублировал родственный проект Яндекс.Лицей и по большей части соответствовал только программе обучения по учебнику Босовой.
Кто стоял у истоков создания Яндекс.Учебника
Краткий список руководителей направлений, создавших проект
Руководитель (CPO) – Евгений Лурье
Заместители CPO – Анна Коваль, Гоша Яковлев, Анна Харламова
Руководители команды методистов – Анна Булгакова и Марина Рогатова
Стратег и визионер, руководитель продвижения – Наталья Чеботарь, впоследствии смененная Ириной Савицкой в качестве директора по продвижению и GR
Директоры по разработке и аналитике – Илья Акользин, Владислав Степанов
Директор по GR – Дмитрий Растворов
Директор по маркетингу – Елена Лопатина
Руководитель представителей в регионах – Ольга Фарбер
Арт-директор – Гоша Яковлев
После первого года пандемии COVID, в конце 2020 года, команда начала редеть и меняться, все больше проигрывая конкурентам. Руководитель Яндекс.Учебника был незаметно снят с должности и замещен ex-руководителем Яндекс.Взгляд Александром Москвичевым, который методично создавал условия для ухода значительной части старой команды – “новая метла по-новому метёт”.
Предпосылкой к череде увольнений и замен сотрудников стала неудачная попытка запустить математику и русский язык в средней школе — коллектив не справлялся с возросшим объемом задач и ожидаемый рост пользователей платформы, по-видимому, не удовлетворил руководителя образовательных сервисов Яндекса.
В этот период сотрудники Яндекс.Учебника перерабатывали, а необходимого притока новых учителей на платформу не было, платформа не выполняла KPI по привлечению новых учителей, как это происходило в период первого перевода всех учителей и учеников на “дистант” в принудительном порядке и спешно свернула продвижение предметов средней школы и их разработку.
В конце 2020-2021 учебного года новый руководитель Яндекс.Учебника потребовал пятикратного увеличения числа пользователей платформы по отношению к предыдущему году (показатель роста YoY) и отказался от всего, что мешало образовательной платформе привлекать новых пользователей, возвращать и удерживать старых (от доработки процесса регистрации до активации и усиления востребованного функционала платформы).
Череда масштабных олимпиад, следовавших одна за другой, в сочетании с новой стратегией создания ресурсоемких избыточно иллюстрированных задач на платформе привели к еще большему выгоранию команды и уходу ключевых специалистов. Яндекс Учебник потерял почти всех руководителей отделов и линейных менеджеров, которые работали за идею создания интересного и необычного проекта, меняющего привычное школьное образование.
Стремительный рост «Учи.ру», платформы привлекший крупные инвестиции для покупки главного конкурента — «ЯКласса» и платформы онлайн-курсов interneturok.ru, сделал конкуренцию бессмысленной, преподаватели успели сделать выбор на 2019-2021 годы и не имели причин переводить учеников с родителями на платформу Яндекс, которая охватывала только начальную школу.
Почему Яндекс Учебник больше не работает как раньше
На взгляд автора этой статьи, в управлении сервисом были допущены некоторые ошибки, и они привели к проигрышу в конкурентной борьбе EdTech платформ за внимание российских учителей
- Несмотря на название Яндекс.Учебник, платформа не обучала, а была интерактивным задачником
- Акцент на работу не с массовым сегментом учителей начальных классов, а с педагогами-гиками, которые интересовались индивидуальными траекториями обучения, понимали и разделяли мнение о необходимой методической ценности заданий и были готовы вникать в нюансы автоматических рекомендаций заданий (когда система сама подбирает задания по плохо усвоенным темам) для учеников и отсутствия балльной системы оценки в платформе по итогу выполненных заданий (даже условной десятибалльной как у SkyEng)
- Отсутствие конкурентной стратегии и форсайта. Только одно уникальное отличие платформы на заре ее существования – ее полная бесплатность при меньшем объеме заданий, чем в Якласс с миллионами генеративных однотипных заданий на отработку.
Учи.ру предлагал бесплатные занятия до 16:00, был более ярким и привлекательным для детей, в отличие от аскетического дизайна Учебника. Появившийся позднее SkySmart забрал еще часть аудитории. - Отсутствие базовой продуктовой аналитики для стартапа для принятия решений, измерение и отслеживание только количества активных пользователей (DAU/WAU/MAU) при очевидном для сотрудников высоком churn rate и низком retention rate – показателях отвала и удержания привлеченных пользователей на платформе.
- Идея экономии времени учителя разбилась о многоэкранную систему регистрации пользователей, непривычный интерфейс платформы и отсутствие поиска по заданиям
- Попытка выйти из начальной школы в среднюю на волне успеха в период дистанта сильно подорвала силы команды, ресурсов на производство и дистрибуцию контента категорически не хватило
- Часть команды была выведена в Яндекс.Кружки – платные детские онлайн-кружки с монетизацией. После неудачного старта нового проекта малое количество специалистов вернулось обратно в Яндекс.Учебник, они ушли из Яндекса
- Принятие решений не исходя из оценки потребностей и болей учителей и учеников, а на основе гипотез продуктовой команды и создания точечных спецпроектов в качестве инфоповодов для PR
- Отсутствие монетизации или аналогичной оценки спроса на продукт, созданной на основе роста прибыли или иной ценности для компании. Клиент голосует деньгами: это показывает, что команда продукта на правильном пути, а бесплатный характер платформы не дает этого важного показателя для принятия решений
- Ставка на цикл предметных олимпиад, которые решали задачу увеличения активных пользователей в рамках месяца, но не вели к AHA-moment (осознание ценности продукта пользователем) в основном продукте Яндекс.Учебника
- В завершающий период существования проекта в центре внимания была стратегия создания красочных картинок с заданиями, превращающая задачник в комикс, отвлекающий учащихся от самой сути учебного процесса.
По состоянию на май 2022 года часть команды Яндекс.Учебника сокращена, а в 2022/2023 учебном году будет сделана попытка продвижения платных занятий информатикой и монетизацию ранее бесплатной платформы для начальных классов.
* Статья основана на информации из открытых публичных источников и личном мнении автора.
Добавить комментарий