Кто создал Яндекс Учебник?

Стремительный рост «Учи.ру», платформы привлекший крупные инвестиции для покупки главного конкурента — «ЯКласса» и платформы видеоуроков interneturok.ru, сделал конкуренцию бессмысленной, преподаватели успели сделать выбор на 2019-2021 годы и не имели причин переводить учеников с родители на платформу Яндекс, которая охватывала только начальную школу.

Компания Яндекс в 2018 году задумалась о создании цифровой интернет-площадки для начальных классов, которая была бы аналогом уже работающих uchi.ru и yaklass.ru. Инициаторами развития образовательных проектов для школ в Яндексе выступили генеральный директор Елена Бунина и назначенный в этом же году руководитель образовательных сервисов Илья Залесский, бывший вице-президент издательства учебной литературы «Просвещение».

В основе нового Яндекс.Просвещения лежало тесное сотрудничество с государственным издательством «Просвещение» и бесплатность платформы для всех участников образовательной деятельности (учителей, учеников, родителей). Первые шаги по созданию Яндекс Учебника были еще в ноябре 2017, согласно данным web.archive.org, тогда школьный сервис был под брендом Яндекс Просвещение.

Интернет-гигант планировал продвигать интересы своих коммерческих проектов с помощью корпоративной социальной ответственности (КСО) — предоставления бесплатной услуги государству через создание платформы начального образования в обмен на преференции для других проектов.

Целью Яндекс Учебника, переименованного из Яндекс.Просвещения после завершения сотрудничества с издательством «Просвещение», было создание регулярно используемого негосударственного интерактивного сервиса со множеством задач на современные темы, в первую очередь, по математике и русскому языку. В дальнейшем список предметов дополнялся отрывочными темами по окружающему миру, спецпроектами по музыке, географии.

Отдельными направлениями стали федеральный проект «Я учитель» — курсы по востребованным учителями темам, детские массовые олимпиады по предметам, которые на некоторое время стали локомотивом для привлечения новых пользователей на платформу, и информатика — предмет из средней школы, который несколько дублировал родственный проект Яндекс.Лицей и, по большей части, соответствовал только программе обучения по учебнику Босовой. Позднее информатика дополнилась платными детскими курсами по программированию.

Кто стоял у истоков создания Яндекс Учебника

Краткий список руководителей направлений, создавших проект

Руководитель (CPO) – Евгений Лурье

Заместители CPO – Анна Коваль, Гоша Яковлев, Анна Харламова

Руководители команды методистов – Анна Булгакова и Марина Рогатова

Стратег и визионер, руководитель продвижения – Наталья Чеботарь, впоследствии смененная Ириной Савицкой в качестве директора по продвижению и GR, а затем директор по контенту

Директора по разработке и аналитике – Илья Акользин, Владислав Степанов

Директор по GR – Дмитрий Растворов

Директор по маркетингу – Елена Лопатина

Руководитель представителей в регионах – Ольга Фарбер

Арт-директор – Гоша Яковлев

В конце 2020 года, после первого года пандемии COVID, команда проекта начала редеть и меняться, все больше проигрывая конкурентам в графике и удержании учителей с учениками.

Последовавшая за неудачной попыткой запустить математику и русский язык в средней школе череда увольнений и замен сотрудников стала неизбежной. Коллектив не справлялся с возросшим объемом задач, а ожидаемый рост пользователей платформы, по-видимому, не удовлетворил руководителя образовательных сервисов Яндекса Илью Залесского.

В то время как сотрудники Яндекс Учебника работали сверхурочно, необходимого количества новых учителей не поступало на платформу. Компания не выполняла KPI по привлечению новых учителей, как это происходило в период первого перевода всех учителей и учеников на дистанционное обучение в принудительном порядке. В результате продвижение предметов средней школы и их разработку пришлось свернуть – это было красной линией для предыдущего CPO проекта.

Руководитель Яндекс Учебника был незаметно для сотрудников снят с должности и замещен ex-руководителем Яндекс Взгляд Александром Москвичевым, который методично создавал условия для ухода значительной части старой команды.

«Новая метла по-новому метёт», в дальнейшем он отразил это в своем резюме на Linkedin.com, цитата:
«Rebuilt the team and inner culture to more focused on results and data-driven environment».

Евгений Лурье перешел в Профилум спустя полгода и еще через год перетянул большую часть бывших заместителей вслед за собой.

В конце 2020-2021 учебного года новый руководитель Яндекс Учебника потребовал пятикратного увеличения числа пользователей платформы по отношению к предыдущему году (показатель роста YoY). Для достижения этой цели руководитель отказался от всего, что мешало образовательной платформе привлекать новых пользователей (user acquisition) и удерживать старых (retention), включая улучшение процесса регистрации и активации пользователей в продукте, доработку востребованного функционала Яндекс Учебника.

Череда масштабных олимпиад, следовавших одна за другой, в сочетании с новой стратегией создания ресурсоемких избыточно иллюстрированных задач на платформе привели к еще большему выгоранию команды и уходу ключевых специалистов. Яндекс Учебник потерял почти всех руководителей отделов и линейных менеджеров, которые работали за идею создания интересного и необычного проекта, меняющего привычное школьное образование.

Стремительный рост «Учи.ру», платформы привлекший крупные инвестиции для покупки главного конкурента — «ЯКласса» и платформы онлайн-курсов interneturok.ru, сделал конкуренцию бессмысленной, преподаватели успели сделать выбор на 2019-2021 годы и не имели причин переводить учеников с родителями на платформу Яндекс, которая охватывала только начальную школу. В 2022 году государственная платформа «Сферум» стала резко набирать пользователей, становясь рекомендованной регулятором платформой для участников образовательного процесса. В 2023 году Учи.ру может потерять накопленные позиции за счет действий нерыночных сил.

Маркетинг в школьном образовании — интервью с Юрием Миловым, маркетологом в EdTech
Читать статью на vc.ru

Почему Яндекс Учебник больше не работает как раньше

На взгляд автора этой статьи, в управлении сервисом были допущены некоторые ошибки, и они привели к проигрышу в конкурентной борьбе EdTech платформ за внимание российских учителей

  1. Несмотря на название Яндекс Учебник, платформа не обучала, а была интерактивным задачником 
  2. Акцент на работу не с массовым сегментом учителей начальных классов, а с педагогами-гиками, которые интересовались индивидуальными траекториями обучения, понимали и разделяли мнение о необходимой методической ценности заданий и были готовы вникать в нюансы автоматических рекомендаций заданий (когда система сама подбирает задания по плохо усвоенным темам) для учеников и отсутствия балльной системы оценки  в платформе по итогу выполненных заданий (даже условной десятибалльной как у SkyEng)
  3. Отсутствие конкурентной стратегии и форсайта. Только одно уникальное отличие платформы на заре ее существования – ее полная бесплатность при меньшем объеме заданий, чем в Якласс с миллионами генеративных однотипных заданий на отработку.
    Учи.ру предлагал бесплатные занятия до 16:00, был более ярким и привлекательным для детей, в отличие от аскетического дизайна Учебника. Появившийся позднее SkySmart забрал еще часть аудитории.
  4. Отсутствие базовой продуктовой аналитики для стартапа для принятия решений, измерение и отслеживание только количества активных пользователей (DAU/WAU/MAU) при очевидном для сотрудников высоком churn rate и низком retention rate – показателях отвала и удержания привлеченных пользователей на платформе.
  5. Идея экономии времени учителя разбилась о многоэкранную систему регистрации пользователей, непривычный интерфейс платформы и отсутствие поиска по заданиям
  6. Попытка выйти из начальной школы в среднюю на волне успеха в период дистанта сильно подорвала силы команды, ресурсов на производство и дистрибуцию контента категорически не хватило
  7. Часть команды была выведена в Яндекс.Кружки – платные детские онлайн-кружки с монетизацией. После неудачного старта нового проекта малое количество специалистов вернулось обратно в Яндекс Учебник, они ушли из Яндекса
  8. Принятие решений не исходя из оценки потребностей и болей учителей и учеников, а на основе гипотез продуктовой команды и создания точечных спецпроектов в качестве инфоповодов для PR
  9. Отсутствие монетизации или аналогичной оценки спроса на продукт, созданной на основе роста прибыли или иной ценности для компании. Клиент голосует деньгами: это показывает, что команда продукта на правильном пути, а бесплатный характер платформы не дает этого важного показателя для принятия решений
  10. Ставка на цикл предметных олимпиад, которые решали задачу увеличения активных пользователей в рамках месяца, но не вели к AHA-moment (осознание ценности продукта пользователем) в основном продукте Яндекс Учебника
  11. В переходный период, до существенных изменений в проекте, основное внимание уделялось созданию красочных экранов с заданиями, которые превращали задачник в комикс, но отвлекали учащихся от сути учебного процесса, что не очень понравилось учителям

Может возникнуть вопрос, на чем зарабатывает Яндекс Учебник? По последним данным на май 2022 года, часть команды Яндекс Учебника была сокращена, чтобы снизить издержки Яндекса на оплату труда. Тем не менее, в учебном году 2022/2023 компания попытается продвинуть платные курсы по информатике с основами программирования, а также монетизировать ранее бесплатную платформу для начальных классов через подписку Яндекс Плюс.

Эти изменения уже подтвердились на главной странице Яндекс Учебника, где проект сместил акцент с предметов для начальной школы на информатику и мастер-классы по программированию для школьников в возрасте от 8 до 15 лет. Монетизация – неизбежный шаг, но захотят ли пользователи платить за ранее бесплатный продукт покажет время.

В ноябре 2022 года руководство образовательных сервисов Яндекса передалось из рук Ильи Залесского к Дарье Козловой, которая в то же время продолжала занимать должность проректора в ИТМО. В мае 2023 года Анна Мянник стала директором по коммуникациям в «Яндекс.Образовании». Ранее Анна долгое время возглавляла пиар-службу «Учи.ру».

Если интересно, кто руководитель Яндекс Учебника сейчас, то в июле 2023 года Елена Краевская, ранее занимавшая должность заведующей учебной частью, стала CEO платформы, Александр Москвичев покинул проект и перешел в VK, заниматься сервисом Одноклассники (где занял через некоторое время позицию руководителя продукта).

Параллельно вместе с переориентацией платформы на обучение информатике весной 2023 г. к команде присоединился директор по развитию Кирилл Медведев, ранее занимавший должность директора Новой школы, чтобы в числе обязанностей продвигать сервис на платежеспособную русскоязычную аудиторию, находящуюся зарубежом.

Уже в конце осени 2023 команде проекта Яндекс Учебник стало ясно, что платные проекты снова не принесли желаемой коммерческой выгоды, и мастер-классы по предзаписи с оплатой исчезли с платформы.
Платформу в ноябре 2023 также лишили домена education.yandex.ru, который передали Яндекс Образованию под размещение навигационной страницы по всем образовательным проектам Яндекса: Практикум, Лицей, ШАД и другие. Новым адресом Яндекс Учебника стал https://education.yandex.ru/uchebnik/

В своем изменившемся статусе Учебник запустил интерактивного ИИ репетитора к ЕГЭ по информатике на базе нейросети YandexGPT, участвует в проведении масштабных мероприятий типа 8-Бит, Урок Цифры, Код Будущего. В целом, превратившись в мостик между школьниками младшей и средней школы, и образовательными проектами для старшеклассников и студентов в единой экосистеме подготовки IT-кадров для самого Яндекса и отрасли.

По-мнению автора статьи, в таком виде проект быстрее найдет свой PMF (product market fit) – cоответствие продукта рынку, заняв нишу школьной информатики, подкрепленную сильным брендом большого Я.

* Статья основана на информации из открытых публичных источников и личном мнении автора.